Сын уже большой - ему исполняется пять лет. Мы начинаем задумываться, не пора ли устроить полноценный праздник с приглашением друзей Вани. Но всё же решаем обойтись тридиционными семейными посиделками, тем более, что у Вани пока нет достаточно близких друзей-ровесников, которых можно было бы пригласить на домашний праздник.
Пятилетие отмечаем в три этапа: сначала угощение в детском саду, потом визит в детский развлекательный центр, ну и наконец - в выходные - собираем узкий круг родственников за праздничным столом.
Угощение для ребят на день рождения в детский сад
Именинников в большинстве наших детских садов поздравляют так же, как поздравляли нас и наших родителей: представляют, водят хоровод, а потом виновник торжества одаривает всех сластями. Вот на сластях-то мы и решили немного соригинальничать.
Ваня очень хотел сам раздавать сладкие гостинцы товарищам по садику. Просто россыпью конфеты я давать не хотела, а покупать упаковочные пакеты не стала, т.к. решила привлечь к оформлению маленьких подарков самого именинника.
В Интернете нашла видео, как сложить бумажный пакет, и сложила 20 штук из цветной бумаги (использовала два набора - в первом оттенки бумаги более нежные, в другом - более яркие).
Потом за дело взялся Ваня: он выбирал понравившиеся наклейки и приклеивал на пакеты. У него была какая-то своя логика украшения пакетиков, я её не поняла, а подробно распрашивать не стала. Картинки он клеил с обеих сторон, и был очень увлечен процессом. Наклейки с изображением животных брали из книги "400 наклеек. Малыши". Сейчас в продаже можно найти очень много альбомов с наклейками, так что для оформления можно подобрать рисунки на любую тему.
Когда работа над пекетиками была закончена, мы вместе с сыном обклеили яркой упаковочной бумагой невысокую картонную коробку и сложили в нее пакеты со сладкими подарками.
Мне кажется, получилось необычно и интересно. Ване очень понравилось раздавать подарки товарищам, а им было интересно получить не просто ожидаемую и привычную конфетку, а настоящий, персональный, индивидуальный подарок, подготовленный руками именинника.
Выезд в город на день рождения ребенка
Пятый день рождения сына пришелся на будни, но я решила устроить имениннику небольшой выходной и забрала его из садика до сна. Все вместе мы отправились в большой развлекательный центр, где можно было не только поиграть на разных автоматах и поездить на машинках, но и найти себе более активное занятие - например, забраться на высоченную горку и скатиться вниз. Нашлись там развлечения и младшему брату...
А в субботу, как обычно, у нас в квартире собрались гости... Впрочем, я немного забегаю вперед...
День рождения в квартире - отмечаем 5 лет дома
При подготовке к этому дню рождения сын часто выступал в роли руководителя: "Мама, мне два плаката: один с цифрой "5", второй с Лунтиком"; "Папа надо купить колпачки, чтобы все были в колпачках", "Мама, испеки торт, нужно, чтобы он был клубничный и по бокам розовый, а еще со свечками: свечек 5, коричневых, или одна с цифрой "5"; "Пусть опять придет дракон, спрячет торт, а мы будем задания выполнять. На мама, держи дракона". Обращается к дракону: "Ты придешь ко мне на день рождения давать задания?" И т.д. и т.п. - указаний ребенок давал много :)
И к приглашениям на праздник Ваня тоже приложил руку: текст приглашения сочинил сам, и написал его самостоятельно, так что мне потребовалось лишь немного помочь оформить самодельные открытки, которые мы потом отправили на адреса бабушек.
Один из плакатов для оформления комнаты к празднику я тоже делала "по заказу" именинника - он хотел плакат с цифрой "5", и он его получил.
Основой для второго фотоплаката на день рождения ребенка стало стихотворение Маяковского "Кем быть?" Я подобрала фотографии именинника, иллюстрирующие известные строчки поэмы, благо за пять лет снимков накопилось изрядно. Ребенок в роли моряка, врача, плотника, почтальона, пилота, строителя - такие снимки, наверное, можно найти в любой семье, с любым ребенком. А у нас, к тому же, книга "Что такое хорошо" на тот момент была в числе любимых.
Стенгазеты вешала с помощью клеящих подушечек. Осталась очень ими довольна. Держат крепко, снимаются легко, похожи на пластилин, но не оставляют следов, не размазываются. В наборе несколько десятков подушечек. А чтобы прикрепить стенгазету форматом А1, мне понадобилось всего 6. И подушечки эти многоразовые!
Но, возвращаясь к теме: дракон с прошлого дня рождения Вани, конечно, пришел на и этот праздник (разве могла я отказать сыну в этой просьбе), и пришел не один, а с помощником-роботом. Только - вот беда! - робот где-то задержался, и не смог попасть на наш праздник. Нужно было его найти - это и стало первым игровым заданием в программе. Я разбила его на несколько этапов-конкурсов.
Сценарий домашнего дня рождения на пятилетие ребенка
Игры на праздники стали уже привычными для детей, мне объяснять почти ничего не приходится, и сценарий дня рождения у нас строится по обычной схеме: мы выполняем задания, чтобы получить призы. Моя задача при подготовке к празднику заключается в том, чтобы придумать интересные оригинальные игры-конкурсы. И вот что я придумала в этот раз...
Конкурсы на детский праздник
КОНКУРС 1: паутина
Итак, Ведущий (т.е. я) спрашивает ребят, готовы ли они отправиться в путешествие, чтобы отыскать пропавшего робота, который должен был вести наш праздник. Конечно, дети отвечают согласием. Но тут Ведущий объявляет, что на дороге возникло первое препятствие: гигантский паук своей сетью преградил путь. Надо спугнуть паука, забрасывая паутину бомбочками!
Реквизит для конкурса я подготовила заранее: из полосок картона сделала рамку, обмотала цветным скотчем, и из этого же скотча сделала липкую "паутину". А "бомбочки" - это небольшие кусочки картона, обмотанные сначала цветной бумагой, а потом скотчем. Всего я заготовила двадцать "бомбочек" - как оказалось, это было оптимальное число для Вани и его младшего брата, так же участвовавшего в конкурсе.
Мальчишки забросали паутину снарядами (они прилипали к скотчу; каждое попадание вызывало бурю радости), и паук был вынужден уйти с дороги.
Но тут на пути оказалось новое препятствие...
КОНКУРС 2: болото
Подготовка: я сделала "тропинку" из того же цветного скотча , что и паутину. Им же приклеила к полу "болотные кочки" (цветные листы формата А4). От ковра скотч потом отклеился без проблем, а вот от линолеума никак не хотел. Отклеилась прозрачная часть, а вся цветная осталась на полу. Пришлось оттирать.
Конкурс проходил так: я подвела детей к "тропинке" и "кочкам".
Дракон обратился к детям: «Отважные спасатели, вон, вон уже виден мой друг! Там, за болотом! Нужно перенести его на эту сторону. Но по болоту надо идти аккуратно: туда по тонкой тропинке, а назад по кочкам. А так как мой друг тяжелый, носите только по одной его части за раз».
Дети с готовностью начали переносить «друга дракона» – пробегая по тропинке и возвращаясь, прыгая по кочкам.
Так у нас появились детали робота - еще одного участника нашего праздничного игрового представления.
КОНКУРС 3: робот
После того, как дети принесли все части, я предложила собрать робота – друга дракона. Скрепляли части пластиковыми болтами из детского набора.
И вот - собранный робот "оживает" в моих руках.
«Спасибо, ребята, что меня собрали!» - обращается он к детям. - «Только вот я очень проголодался, покормите меня, пожалуйста!»
КОНКУРС 4: найди на ощупь...
У меня уже заготовлены игрушечные фрукты и овощи (а можно использовать и настоящие) и мешок.
Дракон подсказывает:
«Вот продукты, они разной формы - банан продолговатый, апельсин и помидор как шарики, только апельсин - это большой шар, а помидор - маленький» (акцентирую внимание детей на форме).
Дракон продолжает:
«Все продукты я сложу в мешок, а вы будете, не глядя, вытаскивать то, что попросит робот».
Робот:
«Дима, дай мне, пожалуйста, апельсин!»
«Ваня, угости меня бананом!» — и т.д., пока детям не наскучит игра или пока не кончатся фрукты в мешке.
Робот:
«Спасибо! Накормили!»
КОНКУРС 5: закончи портрет
Еще одно задание выполнено, а у робота новая просьба:
«Ребята, давайте дорисуем портрет моего знакомого! Уже почти всё готово, но на портрете не хватает глаз. Поставьте их туда, где они должны быть! А чтобы было веселей, сделаем это с завязанными глазами!»
Портрет заранее нарисован на металлической доске. Глаза вырезаны из картона и на них наклеены магниты.
Игра начинается: дети с завязанными глазами «дорисовывают» портрет - пытаются вслупую поставить картонные глаза на место, где они должны быть. Это им нравится, и они просят повторить конкурс.
КОНКУРС 6: Головоломка-апликация
Робот:
«Ой, как у вас хорошо получается всех собирать! Тогда помогите собрать животных. Но животных много, поэтому я попрошу взрослых помочь: я дам животных и вам, и взрослым».
После этих слов я раздала гостям и детям листы из альбома «Животные Африки. Наклейки-конструктор". Детям дала по комплекту, в который вошли лист с телом животного и его недостающие части. А взрослые недостающие части для своих животных получили кучкой, вперемешку – им предстояло сначала опознать, какое именно животное им досталось, потом найти его кусочки и собрать всю картинку.
Дети, конечно, быстро и правильно справились со своим заданием, а вот взрослым пришлось попотеть. В итоге, ни одно животное правильно они не собрали, но сколько было веселья!
Робот: "Вот молодцы! Вы меня покормили, помогли мне, а теперь я устрою вам викторину".
Конкурс 7: Викторина
Подготовка: Для проведения этой викторины (и других подобных конкурсов) я заранее купила книгу "Умные вопросы. Викторины для дошкольников". В книге очень много вопросов (с ответами) на самую разную тематику - от простых сказок, до музыки, растений, животных; есть даже тема про деньги. Этой книги в продаже сейчас нет, но есть другие подобные издания (и настольные игры-викторины с карточками - что даже лучше подойдет для проведения конкурса).
На вопросы отвечал именинник, остальные его слушали и немного помогали – этот конкурс был интересен не только ребенку, но и приглашенным на праздник родственникам, которые могли оценить кругозор ребенка.
Робот:
«Молодец, Ваня! Все молодцы! Справились с викториной! А теперь я задам вопросы взрослым. Интересно, как хорошо они знают нашего именинника?»
После этих слов началась викторина для взрослых.
Конкурс 7: Угадай число - викторина для взрослых на детском дне рождения
Взрослым гостям детского праздника предлагается назвать цифру, которая являлась бы ответом на заданный мной вопрос (все вопросы были связаны с именинником). Кто называл число, наиболее близкое к правильному ответу, тот получал балл. По итогам конкурса победитель получил приз – небольшую фотокнигу со снимками именинника (книгу оформляла в НетПринт, качеством осталась довольна).
Примеры вопросов:
рост именинника
вес именинника
размер ноги именинника
номер сада, в который ходит именинник
сколько детей ходит в группу садика, где учится ребенок
возраст любимого воспитателя
номер троллейбуса, на котором нужно ехать в детскую поликлинику
сколько десятков метров нужно пройти от дома до детского сада
какой рекорд по прыжкам в длину с места у виновника торжества
сколько страниц в любимой книге ребенка
сколько минут длится любимый мультфильм именинника
Этот конкурс прошел весело. И он позволил гостям лучше узнать ребенка. Даже было немного жалко, что вопросы быстро кончились.
Ну а потом, конечно, был торт. Пекла по рецепту "Клубничный шедевр". Результат мне понравился. Вкусно!
А чтобы дополнить этот рассказ, оставлю фотографию с интересным вариантом оформления фруктов, которое я использовала на этом дне рождения (нужны: груши, виноград, гвоздика и зубочистки). И своё видео о конкурсах на морскую тематику, которые мы проводили в день рождения другого моего сына - Димы...