Совместные игры ребенка с мамой или папой - это
замечательно. Но не всегда родители могут уделить время малышу, у мамы
и папы могут быть дела.
Что же делать, если ребенок хочет поиграть с вами, а вам некогда и вы хотите, чтобы он занялся чем-то самостоятельно? Чем отвлечь малыша? Чем занять ребенка?
Я хочу поделиться своими способами занять ребенка надолго. “Надолго” - в моем понимании - это от 5 до 30 минут.
Конечно, дети все разные, и наши способы с вашим ребенком могут не сработать. Но почему бы не попробовать?
Итак:
1. Чем занять ребенка в возрасте 2, 3, 4 лет или Коробка с журналами.
У
нас скопилось много детских журналов, тонких альбомов для занятий с
детьми и прочих брошюрок. Все их я сложила в коробку из-под офисной
бумаги (хорошо бы и саму коробку как-то оформить, оклеить, но у меня
пока до этого не дошли руки).
Коробку с журналами я убрала на нижнюю полку комода. Когда эта коробка
попадает ребенку в руки, он способен провести целый час, разбирая её:
сидит, достает по журналу, каждый рассматривает, раскладывает их по
полу - это может занять у него минут 20-40. А потом он начинает
собирать журналы, складывает их назад в коробку, и это занимает еще
минут 15, поскольку ребенок опять начинает рассматривать журналы,
находит там что-то, чего раньше не заметил.
Тут главное - поддерживать интерес к этой коробке, не давать её слишком часто.
2. Чем занять ребенка в возрасте 1, 2, 3, 4 лет или Коробки с мелкими предметами.
Вообще-то, коробки для разных мелочей я купила себе. У меня в них
хранятся швейная фурнитура и разная всячина для рукоделия: пуговицы,
бусины, термоаппликации и пр. Со временем я в эти коробки стала
докладывать мелкие вещицы, интересные ребенку: стеклянные камушки и
ракушки, карточки, мелкие кубики, фишки для настольных игр и т.п.
Коробки очень удачные, выглядят как небольшие пластмассовые чемоданчики
- в каждом много отделов, и перегородки не дают содержимому
смешиваться. Такие коробки продаются в специализированных магазинах для
шитья, но я покупала их в рыбацком магазине - там они почему-то
существенно дешевле.
А недавно увидела точно такую же двухстороннюю коробку как у нас (см. фото) в Read.ru, и стОит практически столько же, за сколько я ее покупала.
Сейчас, для того, чтобы занимать детей, я использую две коробки: одну,
с мелкими предметами, я даю играть старшему (3,5 года), а другую - с
предметами покрупней - младшему (1,5 года). Естественно, присматривать
за детьми надо. Поэтому обычно таком способом я занимаю детей на кухне:
усаживаю их за стол, выдаю им коробки, а сама, например, готовлю обед и
мою посуду.
Детям очень нравится перебирать мелкие предметы, раскладывать их по
отделениям. Особенно этот процесс интересен младшему сыну: если он не
наигрался, то забрать “игрушку” у него можно только со слезами.
Такая сортировка предметов очень хорошо развивает мелкую моторику.
Что же положить в коробку? Да все, что угодно! Понаблюдайте за своим
ребенком, посмотрите, какие предметы особенно его интересуют, нравятся
ему.
У меня в коробках лежат:
Пуговицы, как обычные, так и фигурные, в виде фруктов, фигурок животных и т.п.
Бусинки. Очень удобны вот такие: они не дорогие, у них большое отверстие (ребенку проще в него попасть иголкой).
Пластмассовая игла (продается в швейных магазинах для сшивания
вязаных вещей; пораниться ей невозможно, зато с ее помощью ребенок
может делать украшения, нанизывая бусинки на нить).
Стеклянные “камни” (их можно купить в зоомагазинах, такие
“камни” используются для оформления аквариумов; но точно такие же
стекляшки я нашла в сети магазинов Fixprace - там они гораздо дешевле).
У меня есть еще один способ занять ребенка, похожий на тот,
который я описала выше (поэтому я не стану выносить его отдельным
пунктом): я даю детям контейнер с кучей мелких игрушек (в основном это
фигурки-сюрпризы из шоколадных яиц). Обычно контейнер этот хранится вне
досягаемости детей. Поэтому, когда я достаю его, он каждый раз вызывает
неизменный интерес.
Аналогично я стала поступать и с другими игрушками. Их у нас
скопилось столько, что я решила выдавать их детям частями. Мягкие
игрушки, например, лежат в пакетах на антресолях. И такие игрушки у
ребенка вызывают больший интерес, чем если бы они хранились в шкафу или
в коробке, к которым у ребенка был бы постоянный доступ.
Это, конечно, не значит, что надо убрать ВСЕ игрушки.
ВНИМАНИЕ: не оставляйте ребенка без присмотра с мелкими предметами!
3. Чем занять ребенка в 6 месяцев, в 1, 2 года или Игры с водой.
Сложно найти ребенка, который не любил бы играть с водой.
Занять ребенка, который уже научился сидеть (в 6 месяцев, например), можно следующей игрой:
Стелем на пол белье, одеяла - такие, которые потом можно будет легко
высушить. Я, например, использую сложенное в несколько слоев постельное
белье, отобранное для стирки. На получившуюся подстилку сажаем малыша и
ставим перед ним тазик с теплой водой. Много воды не нужно. Если малыш
перевернет тазик, она вся должна впитаться подстилкой. Вода сама по
себе интересный объект для игры, но можно выдать малышу чашки, фигурки,
ложки. Мы, например, практиковали такое занятие: бросали в воду шарики
от пинг-понга, а потом ловили их ложкой или ситечком и перекладывали в
тарелку. Ребенок играет, а заодно учится обращаться со столовыми
приборами.
Конечно, маленького ребенка одного с водой не оставишь - он просто
опрокинет таз, и игра на этом закончится. Но ребенек постарше (2.5, 3,
4 года) уже может заниматься самостоятельно, нужно только организовать
ему игровое место. Я, например, сажаю сына на кухне, когда занимаюсь
там делами, ставлю перед ним небольшой тазик с водой и даю какие-нибудь
небольшие игрушки: фигурки из шоколадных яиц, палочки, чтобы строить
“мосты”, наклейки, игрушечную посуду... Ребенок начинает сам
придумывать себе игры.
На одном из фото, например, видно, как Маша и Медведь плавают на плоту,
сделанном из детского домино. На втором фото - аквариум: сын наклеил на
миску изображения рыбок и птиц, потом положил на дно камни, а уже потом
я налила воды.
Игр можно придумать множество: рыбалка, водопой, купание в бассейне и т.д.
Например, однажды я устроила спасение зверушек из ледяного плена.
Предварительно я вморозила в лед маленькие фигурки зверей (беру фигурку
Смешарика, ставлю в небольшую чашку, заливаю его ноги водой, убираю в
морозилку; когда образует лед, доливаю воды, чтобы она полностью
покрыла фигурку, и опять убираю чашку в холодильник. Если фигурку сразу
залить водой, то она всплывет и, вморозившись, будет видна, а это уже
уменьшает интерес игры).
Когда “айсберг” с замороженным пленником готов (лед я достаю из чашки,
чуть подержав ее в теплой воде), я отдаю его ребенку. И сын занимается
спасением Смешарика (и гадает, кто же там на этот раз) - бултыхает
ледышку в теплой воде, чтобы она растаяла.
Как я уже говорила, вода сама по себе очень интересный объект для игры.
А все остальное зависит от вашей фантазии.
4. Чем занять ребенка в 6 месяцев, в 1, 2, 3, 4 года или Развиваем мелкую моторику.
Минут на 15-20 я могу занять детей, отдав им в свободное пользование вот такую мозаику с пластмассовыми фишками. Ребята раскидывают фишки, собирают, складывают в баночки, и, конечно же, используют по назначению: втыкают их в основание.
Есть у меня и другой верный способ занять детей: устроить "кормление животных".
Все, что для этого потребуется - коробка для обуви, картинки с животными и 15 минут свободного времени. Я
брала коробку из-под обуви фирмы "Антилопа". На эту коробку даже
картинку с животным клеить не нужно, так как там уже нарисована
антилопа. Я просто вырезала у антилопы такое отверстие на месте рта,
чтобы в него с небольшим нажимом могла пройти фасолинка (кормить
антилопу будем фасолью).
Детям игра так понравилась, что они стали ссориться - каждый хотел
покормить антилопу. И тогда на коробку в придачу к уже имеющейся
антилопе я наклеила снеговика, матрешку и цыпленка. Поверх картинок я
наклеила скотч, и скотчем же прикрепила крышку к коробке, чтобы дети ее
не окрывали.
Вскоре процесс игры усложнился: старший сын начал разделять "еду"; он
сам придумал правила, что матрешка у него ест исключительно горох,
снеговик белую фасоль, а все остальные питаются красной фасолью.
Мне этот альбом очень понравился, детям тоже. Мы сделали все задания:
почти неделю вечерами мы искали отличия и клеили наклейки. Заканчивали
тогда, когда хотел ребенок, а не тогда, когда решала я.
Теперь из этого альбома я вырезаю картинки для разных аппликаций.
5. Чем занять ребенка в 6, 12 месяцев, 1.5, 2 года или Семейный архив.
Не
знаю, как другие дети, а мои очень любят рассматривать семейные
фотографии - уже с возраста, когда они только-только научились сидеть.
Я давно это заметила, и много раз использовала семейные фотоальбомы для того, чтобы занять ребенка.
Да, альбому пришлось несладко: сын сначала не очень аккуратно его
листал, потом пытался вынимать фотографии. Зато это был самый верный и
экстренный способ занять ребенка - минут на 10.
Наверное, можно сделать для ребенка его собственный альбом, чтобы он не
портил семейный архив. Например, купить небольшой фотоальбом, где на
развороте есть место только для двух фотографий и разместить в нем
крупные фотографии родственников, сделать подписи: "мама", "папа" и
т.д. Если в альбоме останется место, можно добавить снимки любимых
животных малыша, или фото его игрушек.
И еще один маленький совет напоследок: если Вам нужно
буквально на минутку отвлечь требующего внимания ребенка, чтобы,
например, доделать что-то срочное, - присядьте перед ним, чтобы ваше
лицо было на уровне его лица (разговор "на равных") и попросите его
что-то принести: кубик, мячик, машинку, любимую игрушку (можно
конкретизировать: красный кубик, зеленый мячик - заодно и цвета
повторите).
Вполне возможно, что малыш с радостью побежит выполнять вашу просьбу,
позволив вам доделать неотложное дело. И может быть даже он увлечется
найденной игрушкой, дав вам чуть больше времени, чем вы расчитывали.
Оставить свое мнение, поделиться опытом можно на форуме
Вам понравилась эта страница? Я буду очень Вам признательна, если Вы разместите ссылку на нее в своем блоге, на своем сайте или форуме. Просто скопируйте код. Большое спасибо!